Эксперты Международного уголовного суда (МУС) расследует преступления сторонников Хафтара в Ливии.
МУС направит в Ливию группу экспертов для расследования военных преступлений, совершенных сторонниками Халифы Хафтара к югу от Триполи, а также в районе города Тархуна.
7 июля официальный представитель МИД признанного ООН Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Мухаммед аль-Каблави сообщил, что МУС одобрил обращение премьер-министра Файиза Сарраджа по расследованию преступлений, совершенных на западе Ливии.
Эксперты приступят к работе во второй половине июля и будут действовать в контакте с официальным Триполи.
Экспертам предстоит расследовать военные преступления и преступления против человечности, совершенные незаконными вооруженными группировками: массовые казни, похищения, пытки, уничтожение трупов, атаки на больницы, гражданских лиц и медиков.
Эти преступления, задокументированные ливийскими властями, находятся в юрисдикции МУС.
По мнению экспертов, делегация МУС может ограничиться расследованием случаев обнаружения массовых захоронений в городе Тархуне или в районах к югу от Триполи или включить в расследование все случаи массовых убийств, военные преступления и преступления против человечности, совершенные в североафриканской стране.
Среди преступлений, совершенных наемниками Хафтара с 4 апреля 2019 года по 5 июня 2020 года и подпадающих под юрисдикцию МУС, можно назвать следующие:
— Массовые убийства в Тархуне
Правительство Ливии обвиняет наемников Хафтара в «геноциде» за действия в провинции Тархуна.
Ранее глава Минюста Ливии Мухаммед Лемлум сообщил, что члены вооруженной группировки «Отряды Каният» (в составе незаконных вооруженных группировок с востока Ливии) в Тархуне убивают мирных жителей, не ставя различий между женщинами, детьми и пожилыми.
Генеральный прокурор МУС Фату Бенсуда выступала с заявлениями о преступлениях против человечности и военных преступлениях в Ливии, но ничего не говорила о «геноциде».
— Массовые захоронения
Массовые захоронения подпадают как под преступления против человечности, так и под военные преступления.
5 июня город Тархуна был зачищен от незаконных формирований Халифы Хафтара, после чего в этом районе были обнаружены массовые захоронения противников Хафтара.
На территории одной из городских больниц Тархуны были найдены 106 трупов, в том числе женщин и детей. По данным ПНС, в Тархуне найдены останки уже 154 жертв Хафтара.
Страшные находки получили международный резонанс.
По состоянию на полдень 17 июня из массовых захоронений в районе города Тархуна на западе Ливии извлечены останки 48 человек.
Эксперты полагают, что некоторые мирные жители были захоронены заживо со связанными руками.
— Убийства
Власти Ливии сообщают о массовых убийствах в период, когда Тархуна находилась под контролем наемников Хафтара.
В больнице Тархуны были обнаружены тела десятков погибших.
В Триполи незаконные вооруженные группировки совершали нападения и на нелегальных мигрантов.
Некоторые районы столицы пострадали от воздушных ударов или артобстрелов.
Наемники не ставили различий между гражданскими и военными.
— Пытки
Как сообщают ливийские СМИ, наемники Хафтара пытали военных и гражданских лиц. Следы пыток обнаружены и на останках погибших.
— «Крематории» Хафтара
В городе Тархуна в Ливии обнаружены камеры для пыток, использовавшиеся незаконными вооруженными группировками с востока страны.
Материалы о преступлениях наемников Хафтара распространил ливийский телеканал February.
Одиночные камеры имеют низкие потолки, что не дает заключенным возможности выпрямиться в полный рост.
Против пленных использовались изощренные пытки: их обдавали горячим паром с верхних частей камер.
Телеканал назвал такие камеры «крематориями».
Камерами для пыток в Тархуне заправляли террористы племени «Кани», подконтрольные незаконным вооруженным группировкам с востока Ливии.
В материале говорится, что изображения тюрем наемников вызвали ужас у ливийского народа.
Один из пользователей социальных медиа сравнил тюрьмы Хафтара с концлагерями Гитлера, а другой назвал преступления сторонников генерала-путчиста «холокостом».
-Сожжение трупов
Покинутые сторонниками Хафтара районы Ливии полны следов зверств и разрухи.
После зачистки от наемников в городе Каср Бин Гашир в 27 км к югу от Триполи в одном из контейнеров были обнаружены обгоревшие тела.
— Убийство пленных
Согласно сообщениям ООН и СМИ, наемники Хафтара убили десятки солдат ливийской армии, захваченных в плен. Число убийств увеличилось после смерти Мухсина аль-Кани, одного из лидеров банды «Каният» в сентябре 2019 года.
Пленные солдаты должны были быть защищены в соответствии с Женевской конвенцией 1949 года.
— Заклада мин в районах к югу от Триполи
Южный подступы к столице Триполи и район города Тархуна и сегодня несут на себе глубокий отпечаток кровавых преступлений, совершенных наемниками Хафтара.
Халифа Хафтар, возглавляющий незаконные формирования с востока Ливии, отдал приказ к захвату на Триполи 4 апреля 2019 года, после чего запад страны на протяжении 14 месяцев стал ареной ожесточенных боевых действий.
Защитникам столицы удалось выстоять и при поддержке Турции перейти в контрнаступление. Первой значимой победой стала зачистка стратегически важной авиабазы «Ватийе». Далее под контроль правительственных сил перешел весь юг Триполи, а также населенные пункты Тархуна, Каср бен Гашир, Бени-Велид и другие.
Наемники Хафтара, в том числе из российской ЧВК «Вагнер», при отступлении минировали целые жилые кварталы, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. Часть районов, перешедших под контроль признанного ООН Правительства национального согласия, все еще заминирована.
— Атака на больницы и медперсонал
В результате атак сторонников Хафтара погибли или получили ранения множество медиков.
Незаконные вооруженные группировки атаковали машины скорой помощи, полевые госпитали и даже больниц для зараженных коронавирусом.
— Похищения
Сторонник Хафтара похищали мирных жителей на автотрассе Триполи-Мусарата. На участке дороги в районе Карабули в 50 км от столицы наемники устанавливали «посты», чтобы останавливать мирных жителей.
Людей убивали, похищали или грабили.
— Другие преступления
Эксперты МУС также могут расследовать такие преступления, как похищение женщины депутата МУС Сихам Сергивы, перекрытие подачи воды и электричества свыше двум миллионам человек, выселение тысячи лиц из своих домов в Триполи.
Однако преступления, совершенные в Бенгази в 2014–2017 годах, Дерне в 2018 году и в Физанском районе в 2019 году, не входят в список.
Для расследования военных преступлений в Ливии, в прошлом году при Совете ООН по правам человека была создана Международная исследовательская комиссия по Ливии.