Во вторник российский президент Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провели встречу в южном курортном городе Сочи, в повестке которой стоял один вопрос: согласование завершающего этапа гражданской войны в Сирии, которая длится уже восемь лет.
Два лидера сообщили о заключенном между ними меморандуме о взаимопонимании, негласная суть которого сводится к следующему: американцы не будут решать будущее Сирии.
О чем договорились Путин и Эрдоган?
Россия и Турция объявили о заключении масштабного соглашения, снимающего главную озабоченность Анкары по поводу присутствия курдских отрядов самообороны возле турецкой границы. Но в этом соглашении также нашло признание важное опасение курдов — что поддерживаемые турками сирийские повстанческие группировки могут начать кампанию этнически чисток против них и против других меньшинств.
Согласно заключенному соглашению, начиная с полудня 23 октября на сирийскую сторону сирийско-турецкой границы войдут подразделения российской военной полиции и пограничники Сирии. В течение следующих 150 часов на 30 километров от границы должны быть отведены курдские отряды самообороны вместе с вооружением. С шести часов вечера следующего вторника российская военная полиция и турецкие военнослужащие начнут патрулирование вдоль этой линии.
Есть некоторые исключения. Город Камышлы не будет включен в эту 10-километровую зону. Кроме того, непонятно, распространяется действие соглашения на всю длину турецко-сирийской границы, или только на те районы, которые контролируют сирийские курды.
В соглашении также признаются некоторые фактически сложившиеся реалии. Турция сохранит контроль над теми районами, которые она захватила в ходе вторжения на север Сирии.
Что это значит для курдов?
Курдам придется пойти на уступки. Соглашение предусматривает, что КОС или Сирийские демократические силы, пользующиеся поддержкой США и состоящие в основном из сил КОС, пойдут на уступки за пределами нынешнего района конфликта. По условиям соглашения КОС должны покинуть города Манбидж и Таль-Рифат.
Сделка также подразумевает, что у курдов появился новый гарант. После того как президент Дональд Трамп по сути дела бросил их на произвол судьбы, внезапно приказав американским войскам покинуть Сирию и оставив курдов без защиты перед лицом турецкого наступления, эту роль предстоит играть русским.
Теперь Москве придется отправить в Сирию дополнительные войска и технику, так как круг задач у нее расширился. Но российских войск на местах очень мало, и поэтому у курдов не останется выбора, и они будут вынуждены пустить в свои районы сирийских военных, которые пользуются поддержкой России.
Кто выиграет, а кто проиграет от такой договоренности?
Путин и Эрдоган стали главными геополитическими вершителями судеб в этом регионе.
Турция и Россия поддерживали противоборствующие стороны в сирийской гражданской войне: Москва оказывала авиационную поддержку сирийскому президенту Башару Асаду, а Турция помогала повстанческим группировкам, стремившимся к свержению режима.
Но Путин и Эрдоган по всей видимости отдают предпочтение такому исходу событий, где не будет перекраивания внешних границ, что приводит в уныние сепаратистские движения, с которыми сталкиваются обе страны.
Путин заявил, что Россия и Турция договорились отстаивать «суверенитет и территориальную целостность» Сирии, и теперь он может превозносить это достижение как успех своей внешней политики.
Для Путина в этом есть еще один плюс. Москва добилась того, что Анкаре теперь придется вести переговоры непосредственно с режимом в Дамаске.
Российская авиация переломила ход войны в пользу Асада. Но Анкара добивалась такого результата, который устранил бы серьезную угрозу ее национальной безопасности, какой она считает связанную с КОС сепаратистскую Курдскую рабочую партию. Турция и Соединенные Штаты относят ее к террористическим организациям.
Ставки для сирийских курдов невероятно высоки, и пока совершенно неясно, как будет работать на практике российско-турецкое соглашение. Соглашение также не дает ответа на вопрос о том, как Турции и ее марионеточным силам относиться к курдским вооруженным формированиям, оставшимся внутри новой буферной зоны. Любые бесчинства против курдского гражданского населения будут по сути дела расцениваться как провал Москвы.
Что остается США?
Больше всех в геополитическом плане проиграли Соединенные Штаты. Из-за быстрого ухода американцев курды остались без защиты, и это был настоящий подарок для Путина. Российские журналисты, попавшие на брошенную американскую военную базу, использовали этот момент по максимуму, сделав из него историю о поспешном бегстве и ослаблении американской мощи.
А заключенное во вторник соглашение еще больше усилило унижение. Российский министр обороны Сергей Шойгу по сути дела объявил, что американцам пора покинуть Сирию.
Шойгу сказал, что у США осталось менее двух часов на выполнение условий соглашения о прекращении огня, которое на прошлой неделе заключили Эрдоган и вице-президент Майк Пенс. Пенс заявил, что в рамках достигнутой договоренности США отменят введенные на прошлой неделе против Турции санкции, сделав это после того, как будет заключено постоянное перемирие.
Во вторник вечером Шойгу сказал, что у американцев есть «один час и 31 минута», чтобы убраться из Сирии.