В речи, произнесенной 22 декабря при спуске на воду первой собранной в Турции подводной лодки типа 214 TN, турецкий лидер Реджер Тайип Эрдоган объявил об амбициях его страны во всех регионах, где турки когда-либо имели влияние. В том числе он обосновал возможное вмешательство Турции в гражданскую войну в Ливии. Об этом сообщает RT Deutsch.
«Если мы возьмем Анатолию за центр, то мы [турки] оставили свой след повсюду: до балтиских государств на севере, на востоке до Китая, на юго-востоке до Индии, на западе — в Северной Африке до Гибралтара. Те, кто не знают истории нашей страны и нашего народа, задаются вопросом: «Что вы там ищете?» Но на самом деле стоит спросить: «Почему вас там так долго нет?» — заявил Эрдоган.
Турция пребывает в запоздалой борьбе за право во имя всего человечества, сказал Эрдоган. Целью турецкой военной операции в Сирии была именно эта борьба. К тому же стремится Турция и в Ливии. Врагам Турции плевать на закон, мораль и справедливость. По словам президента, если бы у них была возможность, они не только выселили бы турецкий народ из Анатолии, но и уничтожили бы его. В случае необходимости будет оказано больше военной поддержки ливийскому Правительству национального согласия (ПНС), которое ООН признает законной властью в Ливии.
«Если это будет необходимо, мы усилим военный аспект нашей поддержки Ливии», — сказал Эрдоган.
Турция будет оставаться верной различным соглашениям с ПНС о военном сотрудничестве и признании границ.
«Турция не отступит ни от шагов, предпринятых в Сирии, ни от соглашений с Ливией».
Турецкое правительство рассматривает возможность предоставления всех возможных средств поддержки ПНС на суше, на море и в воздухе.
В ответ на критику турецкой оппозиции относительно действий Анкары в Ливии он заявил:
«Мы не должны забывать о борьбе основателя нашей Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Если Ливия действительно не имеет к нам никакого отношения, то что там сделал Гази Мустафа Кемаль? … Это означает, что Ливия — это место, где мы должны, в случае необходимости, пожертвовать нашими жизнями».
Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк находился в Ливии во время итало-турецкой войны за Ливию с 1911 по 1912 год, где он участвовал в сопротивлении итальянской армии.
28 ноября 2019 года Стамбул и ПНС подписали соглашение о намерениях. Документ предусматривает военное сотрудничество, в том числе подготовку вооруженных сил ПНС. Он также определяет границы исключительных экономических зон в Средиземном море между двумя странами и дает возможность для исследовательской деятельности Турции в ливийской зоне. Однако ливийский парламент отклонил это соглашение как незаконное и призвал ООН отозвать международный мандат главы правительства Фаиза Сараджа. Он также просил Лигу арабских государств принять меры коллективной защиты в ответ на угрозу агрессии.
В настоящее время в Ливии действуют два органа высшей исполнительной власти: международно признанное ПНС во главе с Сараджем и переходное правительство Абдаллы ат-Тани, которое находится на востоке страны вместе с избранным парламентом и поддерживается ливийской армией фельдмаршала Халифа Хафтара.
В начале апреля Хафтар объявил о начале наступления на Триполи. ПНС приказало всем лояльным ему военным подразделениям подготовиться к защите столицы. Вооруженное противостояние привело к сотням смертей и разрушению жизненно важной инфраструктуры. Тысячи людей были вынуждены были покинуть свои дома. 12 декабря Хафтар объявил о начале заключительного этапа наступления в Триполи.