Суббота, 18 мая

Как организация ФЕТО может повлиять на власть в Кыргызстане?

0

Власти Турции в обмен на информацию о расследовании убийства бизнесмена Айеркена Саймаити потребовали от Кыргызстана выдачи членов организации ФЕТО.

На заседании депутатской комиссии по расследованию убийства Саймаити замглавы МВД Киргизии Мирлан Каниметов заявил, что с получением материалов от турецкой стороны возникли сложности. «Они говорят, что в Кыргызстане много членов ФЕТО. Но эта организация не признана у нас террористической, поэтому мы не можем задержать их. Из-за этого у нас есть недопонимание», — пояснил он.

Последние события, по словам экспертов, могут пошатнуть дружеские отношения двух стран, но так ли опасны члены ФЕТО, как описывает её Турция? Что на самом деле представляет собой движение ФЕТО и имеет ли оно влияние на Кыргызстан?

На эти вопросы год назад ответил политолог Марс Сариев в интервью «АиФ- Кыргызстан», которые как никогда актульны сейчас.

Kyrgyz.News представляет основные моменты вышеуказанного интервью Марса Сариева.

– Марс Осмонкулович, движение Гулена в последнее время на слуху, однако не все понимают, что оно из себя представляет. Как бы это явление охарактеризовали вы?

– Гуленовцы – это очень мощная программа, которая разрабатывалась, как мне кажется, в недрах Rand Corporation (американская некоммерческая организация, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства США, их вооружённых сил и связанных с ними организаций, – прим. Авт), так как гуленовцы работают с подрастающим поколением. Программа эта рассчитана на десятилетия, задачей гуленовского движения был постепенный приход через сетевую структуру ко власти в Турции, а также в Тюркских республиках Средней и Центральной Азии. Попытка переворота в Турции, которую официальные власти во главе с Эрдоганом смогли понять и разоблачить – это горизонтальная сетевая структура, которая пробралась в верховную власть страны, так как свои люди у них были и в Министерстве обороны, и в силовых структурах, и в прокуратуре… Везде. Это очень опасно: концептуальное управление через последователей Гулена оказалось бы на Западе – в частности, возможно, в аналитической структуре США RandCorporation. К гуленовцам придраться очень трудно. Они ничего не взрывают, но работают с социальными технологиями. Попытка переворота показала, что это очень серьёзная структура, которая была почти в шаге от власти в Турции.

– Чтобы свергнуть Эрдогана, Америка использовала гуленовцев?

– Это должно было произойти естественным образом, потому что гуленовцы проникли во все структуры, во все ветви, во все уровни власти Турции. Тем более, что Эрдоган с Гуленом вместе поднимались, фактически он был его учителем. Но я думаю, что турецкие аналитические центры, турецкие государственники поняли, что Турция может полностью потерять власть, что концептуальное управление перейдёт к США, так как Гулен выращен именно на продуктах западной политтехнологической мысли.

– Действительно ли гуленовцами оказывается какое-то влияние на Кыргызстан?

– Через «Сапат» они вырастили слой элиты, которая работает в разных структурах. Это и есть влияние. Если бы Гулен сейчас не был в изгнании, если бы ему удалось прийти ко власти в Турции, то во всех тюркских республиках, где функционирует «Сапат», эта сеть (гуленовцев) уже бы работала. За 20 лет их кадры пришли бы ко власти естественным образом. Понятно, что в «Сапат», «Ала-Тоо» учатся дети политической элиты нашей страны, ведь в КР качественное образование дают только они.

– Первый свой визит Сооронбай Жээнбеков совершил в Турцию, где в очередной раз обсудили вопросы закрытия гуленовских образовательных структур. Как вы думаете, почему не могут закрыть эти учреждения?

– Потому что это вызовет дестабилизацию, так как дети нашей политической элиты учатся там. И потом, уже выросло поколение, которое работает в разных структурах, в том числе в правительстве, спецслужбах, силовых ведомствах… Жээнбеков вынужден считаться с реалиями, он не хочет на фоне Эрдогана заработать очень сильную, мобильную, умную оппозицию. Турецкая власть понимает, что эта проблема глубокая, последние конфликтные ситуации они попытаются замять. Закрыть учреждения быстро, как это произошло в Таджикистане, в Туркмении, у нас не получится.  У нас есть гражданское общество, в котором большую роль играют и гуленовские кадры.

– Была информация о том, что отчёты США давал и Сапар Исаков. Что вы думаете по этому поводу? Он был завербован?

-В Викиликс произошла утечка. Но я думаю, что все большие политические лидеры ходили в посольство США, в посольство России за консультацией – это обычная практика. Но у Сапара Исакова, видимо, с послом были более тесные отношения.

– Говорят, что он отчитывался перед послом США, и что он – гуленист…

– Во всяком случае, это возможно – он учился в Оше, где окончил «Сапат». Я не знаю, надо проверить, привести факты является ли он гуленистом.

– В скором времени Кыргызстан ожидают парламентские выборы. Может ли гуленовское движение повлиять на них?

– Да, конечно. У них есть братство, устойчивая сеть и очень важный момент: у них есть своя совершенно автономная гигантская финансовая база. Сейчас, когда идёт политборьба между экс-президентом и действующим президентом, когда они друг друга ослабляют, гуленовская структура сидит в спящем, наблюдательном режиме, но не исключено, что она может войти в смычку с другими исламскими группами, как временные попутчики. Они могут покупать политиков, потому что у нас партии – это коммерческие структуры, бизнес-проекты. Пока нет ни одного факта шпионской деятельности гуленистов, но может наступит час, когда они могут оказаться у власти.

– Коррупция и хаос в этом помогут?

– При коррупции у каждого политика есть своя цена. Гуленисты, зная об этом, могут их покупать. У нас нет идеологии, нет нравственных критериев, нет государственного видения, и партии борются за ресурсы, за то, чтобы прийти к власти, ведь политика — это наиболее прибыльный бизнес. Может быть так, что любая партия пойдёт на сделку с гуленовцами. Это очень опасно, потому что мы можем проснуться в другом государстве, где нами будут управлять западные аналитические центры. Действующая власть может этого не осознавать, ведь это – новые технологии. К тому же, Кыргызстан – оазис для гуленовцев, сюда подтягивают представителей структуры из других стран, где им уже некомфортно.  Уже у «козырных тузов» есть кыргызские паспорта…

Напомним, что на некие уступки правительство КР всё-таки пошло, переименовав школы системы «Себат» в «Сапат» и перерегистрировав их. Это произошло после попытки госпереворота в Турции 2016 года. На многочисленные просьбы Анкары закрыть школы последовал категоричный отказ.

KYRGYZ.NEWS САЙТЫНА КАТТАЛЫП МААЛЫМАТ АЛЫП ТУРУҢУЗ

Бөлүшүү

Комментарий жазыңыз